Новости проекта
Яркие страницы родной истории
«История - это великая наставница жизни,
она ничему не учит, а только наказывает за
незнание уроков».
В.О.Ключевский
С целью патриотического воспитания подростков, находящихся на стационарной реабилитационной смене в рамках проекта реабилитации и индивидуального сопровождения подростков, склонных к употреблению психоактивных веществ, «Ступени», расширения их знаний о выдающихся деятелях истории, полководцах и флотоводцах, состоялось очередное воспитательно-досуговое мероприятие «Яркие страницы родной истории».
История нашего Отечества свидетельствует о том, что во главе её армии и флота всегда находились великие военачальники, которые делали ему честь и добывали славные победы в самых тяжёлых испытаниях. Такие полководцы и флотоводцы становились на века национальными героями.
"Гордиться славой своих предков, - писал А. С. Пушкин, - не только можно, но и должно",- эту мысль старались донести до наших воспитанников педагоги Центра, заполняя фактами истории духовный, идейный, нравственный вакуум, в котором оказались наши воспитанники, да и подавляющее большинство современной молодежи.
Как остановить распространение равнодушия, эгоизма, немотивированной агрессии, неуважительного отношения к истории нашей страны и просто людям? Как найти путь к разуму и сердцам наших детей, чтобы осознание чувства любви к Родине стало полнее и значительнее? Эти вопросы не первый день волнуют педагогов. Рассказы о прошлом, о великих людях нашей страны - один из способов помочь нашим детям стать добрее, умнее, человечнее, воспитать гордость за наших предков, сумевших победить сильного и жестокого врага, вызвать сочувствие к павшим и понимание того, что ценой своей жизни русские люди спасли свою Родину от гибели.
А сегодня педагоги с ребятами в далеком прошлом, на знаменитом Куликовом поле-славе Русской Земли представляют картину боя, описанную в летописях …
Инклюзивные игры для взрослых и детей
«Главное, чему учит человека жизнь, это не тому, что в
мире существует страдание, а тому, что от него самого
зависит, обратит ли он страдание себе на благо, превратит ли он его в радость».
Рабиндранат Тагор
Так, с урока истории начался спортивно-игровой праздник «Сильные, смелые, ловкие, умелые!», посвященный празднованию 23 февраля воспитанниками ГАУ ТО «Областной центр профилактики и реабилитации». Доброй традицией стало поздравлять с праздником всех мужчин, которые служили в армии, и мальчиков, которые тоже должны служить Отечеству.
«Я-реальное»
Сегодня на проекте «Ступени» в рамках мероприятий психологической направленности состоялся коммуникативно-двигательный тренинг, направленный на формирование у подростков чувства собственной ценности и индивидуальности через осмысление ощущений тела и сопутствующих переживаний.
В течение жизни человек учится подавлять такие чувства как страх, стыд, обида, гнев. Но известно, что та наша «часть», которую мы в себе отвергаем, становится нашим преследователем. Тело «знает» и «помнит» все страдания нашей души, оно может рассказать много о нас самих, может многому научить, оно может помочь нам восстановить утерянные связи и указать путь к исцелению. К сожалению, контакт с собственным телом у нас чаще всего нарушен, и мы не слышим сигналов, которые оно нам подаёт, а отчуждение же от собственного тела ведёт к межличностному отчуждению.
В подростковом же возрасте компонент невербального общения становится эмоционально-значимым фактором.
Известно, что внешние телесные проявления и внутренние переживания - единое целое. Манера и характер человека отражает его личностные особенности. Поэтому воздействия на эмоции, изменение привычного характера переживаний влечёт изменения в движениях, пластике, осанке человека, в связи с чем меняется его отношение к себе и своему телу. С другой стороны, воздействие на движение, изменение привычной пластики человека вызывают перемены в его чувствах и эмоциях. Отсюда применение психологом Центра на тренинге элементов телесно-ориентированного подхода.
Ребята активно включились в практические игры и с удовольствием выполняли упражнения, ориентированные на развитие возможностей чувственно-двигательной сферы, поведенческой пластичности.
ВИЧ-инфекция и СПИД: без мифов и иллюзий
В рамках взаимодействия с ГБУЗ Тюменской области "Центр профилактики и борьбы со СПИД» и с целью повышения уровня информированности подростков по проблемам, связанным с ВИЧ/СПИД врачами вышеуказанного учреждения проведен очередной урок для воспитанников нашего Центра «ВИЧ-инфекция и СПИД: без мифов и иллюзий».
«Эпидемия СПИДа – явление не только медицинское, но и социальное. По мнению многих специалистов, социальные табу мешают проводить профилактические меры, без которых остановить эпидемию не удастся. Важно помнить, что существуют современные эффективные способы предотвратить на долгие годы, иногда на всю жизнь появление СПИДа. Современное адекватное лечение прекращает разрушение иммунной системы инфицированного человека», — отметила врач Галина Викторовна Лютикова.
«Не секрет, что вирус иммунодефицита часто возникает у наркопотребителей. Более 30% людей, принимающих наркотики, имеют положительный ВИЧ-статус. Ваше здоровье только в ваших руках! А все вредные привычки – это шаг назад, шаг в пропасть. Задумайтесь, стоят ли минуты удовольствия от наркотиков таких серьезных последствий?», — обратилась к подросткам Галина Викторовна.
Стоит отметить, что ежедневно около 16000 жителей нашей планеты заражаются вирусом иммунодефицита человека. «Со мной ЭТО не случится», – считают многие, не зная даже: что ЭТО такое. Синдром приобретенного иммунодефицита – последняя стадия ВИЧ-инфекции – заболевания, вызываемого специфическим вирусом. Вирус не передается при общении с ВИЧ-инфицированными или больными СПИДом в обычной жизни, при бытовых контактах. Не происходит заражения при пользовании общей посудой и другими предметами обихода, в общественных местах. СПИД быстрее развивается у тех, чьё здоровье изначально слабое. Также негативно влияют курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, плохое питание, стрессы.
Воспитанники приняли активное участие в обсуждении этой важной проблемы: отвечали на вопросы врачей, задавали свои. Надеемся, что лозунг “НЕ ПОГИБНИ ИЗ-ЗА НЕВЕЖЕСТВА!” станет реальностью и нормой жизни для наших воспитанников.
Родительская академия продолжает работу.
В ГАУ ТО «Областной центр профилактики и реабилитации» с 2019 года стартовала работа «Родительской академии», которая подразумевает погружение родственников в реабилитационную среду на базе Центра, с целью более глубокой проработки личностных и межличностных проблем.
16 февраля состоялся второй семинар-практикум в рамках «Родительской академии», в котором приняли участие свыше 30 родственников пациентов реабилитационных проектов. В этот раз главной темой семинара стала проблема срыва. Заместитель директора по программно-организационной работе Елена Беседина прочла лекцию «Дисфункциональные семьи», где обсуждались вопросы последствий воспитания в дисфункциональной семье, а также провела методику «Дом» с целью определения мишеней дальнейшей работы. Клинический психолог Ольга Николаева в рамках арт-терапевтического занятия прорабатывала ресурсы личности созависимых. Консультантами Алексеем Арбузовым и Виктором Кожевниковым была проведена лекция «Срыв», где особое внимание быдло уделено стадиям выздоровления и рекомендациям в постреабилитационный период. В завершение семинара психологи Евгения Верхотурцева и Ольга Конищева провели для родственников тренинг коммуникативных навыков. Также в рамках семинара оказывались индивидуальные консультации для родителей пациентов руководителями проектов, психологами и консультантами.
Специалисты ГАУ ТО «Областной центр профилактики и реабилитации» искренне благодарят родственников, принявших участие в мероприятии, за активность, заинтересованность в помощи специалистам и выздоровлении своих близких.
С деньгами на «ТЫ»
Главная цель капитала - не добыть как можно больше денег,
а добиться того, чтобы деньги вели к улучшению жизни.
Генри Форд
Каждый стремится стать успешным и независимым человеком. Путь к этой цели начинается с умения копить, сохранять и приумножать денежные средства. Знания о навыках ведения личного бюджета, обязательном учете расходов и доходов, сбережении и инвестировании помогут молодежи задолго до получения первой зарплаты серьезно задуматься о финансовом планировании, о рисках и опасностях в мире финансов.
Так начали урок финансовой грамотности для воспитанников нашего Центра волонтеры финансового просвещения при ТюмГУ: психолог-педагог Степан Панов и студентка Финансово-экономического Института ТюмГУ Ирина Мызникова.
Волонтеры провели занятия как с подростками, проходящими реабилитацию в рамках проекта «Ступени», так и со взрослыми резидентами проекта «Феникс».
Уроки финансовой грамотности учат подростков самым элементарным вещам, которые будут сопровождать их в течение всей жизни, например, пенсии и страховки, кредиты и сам процесс накопления сбережений. А настрой на обретение высокого уровня и достойного места в жизни нередко сочетается в их представлении с разными, в том числе, не всегда законными средствами.
Поэтому важно вовремя поддержать ребят, предложив актуальные знания, чтобы этот опыт не стал для них суровым уроком. Ведь юные и пожилые люди чаще других подвержены риску мошенничества.
Для участников проекта «Феникс» особое внимание уделялось как умению планировать свой бюджет, так и распознаванию форм мошенничества и алгоритму действий при возникновении такой ситуации.
В доступной форме, на ярких и понятных примерах волонтеры рассказали о том, как сформировать привычку критически мыслить и ответственно относиться к деньгам, о финансовой безопасности и ответственности за собственные финансовые решения, о том, что такое бережное потребление и сбережения, защита прав потребителей. Постоянный контакт лектора с аудиторией удерживал внимание и интерес участников мероприятий в течение всего занятия. Прозвучало много полезной и нужной информации. Использование слайдов презентации и видеоматериалов помогало наглядно воспринимать материал.
Ребята и коллектив Центра сердечно поблагодарили волонтеров и выразили желание встретиться вновь.
Итоговое собеседование по русскому языку
Корни образования горьки,
но плоды сладки.
Аристотель
Ни для кого не секрет, что образование – один из способов получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития различных способностей. Оно развивает уверенность в себе, позволяет шаг за шагом двигаться вперёд к поставленной цели, добиваться успеха. Вся наша жизнь состоит из получения знаний. Сначала учимся говорить, ходить, потом - детский сад, школа, институт, повышения квалификации… Каждый человек может выбрать, кем стать, что делать, где и чему учиться.
Подростки, проходящие курс реабилитации в нашем Центре, на момент поступления имеют хроническую неуспеваемость по школьным предметам, недостаточный образовательный уровень; они социально и педагогически запущены, испытывают затруднения в социальной адаптации, их жизненные планы неопределенны, либо носят асоциальный характер.
Благодаря комплексному подходу и научной организации реабилитационного процесса воспитанники нашего Центра не только обучаются жизненно важным навыкам, но и продолжают образование, согласно утвержденной школьной программе. Учителя и педагоги считают приоритетной задачей своей деятельности обучить подростка школьным дисциплинам, заинтересовать в учебе и выработать положительную мотивацию на дальнейшее продолжение учебной деятельности.
Сегодня, как и во многих российских школах, в стенах Центра
состоялось обязательное итоговое собеседование по русскому языку, направленное на проверку навыков устной речи, его успешная сдача будет являться условием допуска к государственной итоговой аттестации.
Итоговое собеседование оценивается по системе «зачет»/«незачет». Результаты проверки собеседования станут известны не позднее 19 февраля 2019 года.
Ребятам было предложено выполнить четыре задания: чтение текста вслух, его пересказ с привлечением дополнительной информации, монологическое высказывание по одной из выбранных тем и диалог с экзаменатором-собеседником. В классе находится учитель-экзаменатор, который, не вступая в диалог с ребёнком, оценивает, как ученик читает и приводит аргументы. Система оценивания балловая: для допуска необходимо набрать как минимум 10 из 19 допустимых.
На выполнение работы каждому участнику отводится в среднем 15 минут. Для выпускников, получивших «незачет», предусмотрены дополнительные дни - 13 марта и 6 мая.
Коллектив Центра желает всем воспитанникам удачи, светлых мыслей, правильных ответов.
Мы вместе, и это здорово!
Нехорошо, когда человек остается сам с собой,
а особенно, когда он работает в одиночку;
если он хочет чего либо достичь, ему нужны участие и моральная поддержка.
И. Гёте
Жизнь воспитанников в Центре профилактики и реабилитации насыщена и разнообразна. Особое внимание на стационарной реабилитационной смене в рамках проекта реабилитации и индивидуального сопровождения подростков, склонных к употреблению психоактивных веществ, «Ступени» уделяется психологической работе.
Ежедневно психолог Центра проводит тренинговую и индивидуальную психокоррекционную работу с подростками. Данные занятия направлены на раскрытие творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развитие у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, а также снятие (понижение) агрессивности, тревожности и страхов.
Тематика и содержание занятий просты и доступны для воспитанников Центра, имеющих различные трудности в эмоциональной сфере, межличностных отношениях, поведении и самооценке.
Цель прошедшего занятия-тренинга - повышение сплоченности коллектива, определение понятия «дружба» и формирование у подростков адекватного отношения к работе в группе, создание позитивного настроения, развитие чувства доверия участников друг к другу, формирование в группе атмосферы взаимной поддержки.
Сплочение - это возможность для ребят, находящихся на смене, стать единым целым для достижения конкретных целей и задач. И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, все нуждаются в поддержке, а получить ее можно именно в своей группе. Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.
На тренинге ребята делились своим пониманием слова «дружба», рассказывали о своих положительных качествах и учились дружить. Под руководством психолога Центра участники тренинга в игровой форме практиковались в использовании таких важных в общении качеств, как умение оказать поддержку, доверие к себе и окружающим и даже умение делать комплименты.
Завершилось занятие обсуждением итогов проведенной работы в группе и добрыми позитивными пожеланиями воспитанников друг другу.
О том, что дорого и свято
Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой.
Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни.
Марк Аврелий
Для каждого человека дорогое слово всегда свое, оно для него ценное и святое. Есть слова, которые переходят от поколения в поколение. Это слово «мама», «Родина», «любовь». Значения этих слов остаются очень важными для людей независимо от их возраста. Как правило, самое дорогое слово для человека – это слово «мама». Мы часто произносим его независимо от того, слышит нас мама или нет. Оно согревает душу каждому. Произнося его, мы вспоминаем теплые, нежные мамины руки. Это она научила нас говорить первые слова и делать первые неуверенные шаги, прочла первую книжку. Это мама познакомила с интересным миром, окружающим нас везде: и с весёлыми птицами в небесах, и с красивыми пахучими цветами на солнечных полянках, и с тёплым журчащим по дороге после летнего дождя ручейком. Чувствуем тепло в душе и радуемся тому, что у нас в жизни это было.
А как это чувствуют наши воспитанники, что творится в их душах, что для них самое дорогое и святое в жизни – это решили узнать педагоги Центра у наших воспитанников. Тема непростая, есть над чем задуматься, от педагогов - никаких подсказок и намеков: каждый размышляет сам, о чем хочет написать. И конечно, никаких оценок за грамотность. За окнами крепчает февральский мороз, а наши ребята, устроившись поудобнее, пишут мини - сочинение, наверное, впервые анализируют события и факты своей недолгой жизни, подбирают нужные слова, каждый - свои.
Эта тема никого не оставила равнодушным, смогла затронуть живые струны в еще не совсем зачерствевших душах, заставила плакать без стеснения и мальчиков, и девочек. Ребята написали о маме, о семье, о себе, о том, что скучают и осознают, сколько боли доставили своим близким употреблением, жестокостью, глупостью или равнодушием.
Надеемся, что такие «письменные группы» помогут воспитанникам более вдумчиво разобраться со своими настоящими желаниями, мыслями и чувствами, лучше понять себя и своих близких, попытаться выстроить новые жизненные ориентиры.
Знатоки спорта
Спорт становится средством воспитания тогда, когда он - любимое занятие каждого.
Сухомлинский В. А.
В этот морозный зимний вечер наши воспитанники собрались все вместе на воспитательно-досуговое мероприятие, посвященное спорту. Мероприятие организовано в форме интеллектуальной викторины.
Для проведения мероприятия использовались записи фрагментов из музыкальных произведений, посвященных спорту, отрывки из оды «Спорту» Пьера де Кубертена, стихи о спорте, крылатые фразы великих людей о спорте.
Сама жизнь подтверждает слова основателя Олимпийских игр современности Пьера де Кубертена о том, что спорт верный и неизменный спутник жизни, который щедро дарит нашему духу и телу радость бытия, даёт упоение от гармонии разума и силы.
В процессе подготовки мероприятия педагоги вместе с подростками отобрали нужную информацию об истории Олимпийских игр, о различных видах спорта, героях - спортсменах. Во вступительном слове педагог напомнил о значении спорта для человека и о роли Олимпийских игр в укреплении дружбы и взаимопонимании народов всех континентов. Ребята подтвердили эту мысль подготовленными пословицами, поговорками, крылатыми выражениями. Показали на примере исторических фактов, что спорт - это не только красота, сила, жизнерадостность, здоровье, но и объединение людей всех континентов и помощь в борьбе за мир во всем мире и за светлое будущее нашей планеты.
Основная часть мероприятия состояла из конкурсов о героях спорта, вопросов о современных играх, об интересных страницах истории Олимпийских игр. Ребята разделились на 3 команды. Выбрали капитана, и начался увлекательный турнир. Вопросы и задания были веселыми, умными и не всегда легкими. Главное, всем было интересно.
Надеемся, что знания о мире спорта сподвигнут подростков к получению удовольствия от общения с физической культурой и спортом.
Такой хоккей нам…нужен!
Упорство в тренировках не важно, чего — ума, тела, духа или силы воли — вот тот "золотой ключик",
который открывает невероятные умения!
Тренируйтесь! Все это так не потому, что я такой умный.
Это все из-за того, что я долго не сдаюсь при решении задачи.
О славных страницах нашей спортивной истории узнали наши воспитанники на профилактическом мероприятии во время просмотра художественного фильма «Легенда номер 17».
Это фильм не только про спорт. Про то время, когда жители СССР гордились своей огромной страной, и им было, чем гордиться. Про те детские мечты, которые осуществятся, если в них верить и упорно двигаться им навстречу.
Ребята с интересом следили за жизнью Валерия Харламова, видели, какой нелегкий путь проходит герой. Валерий Харламов не останавливается, он делает все, что бы добиться своего: он любит хоккей и ради него готов на все.
Во время обсуждения фильма подростки отметили и достоинства отечественного кино, и игру актеров, но тренировки Харламова не оставили равнодушными ни девочек, ни мальчиков. Ежедневные пробежки, серьезная подготовка, невероятные нагрузки, одержимость, упорство, стремление победить убеждают в очередной раз, что только так можно добиться невозможного.
«Помни, страна, говорит Ленинград!»
В России отметили 75-ю годовщину снятия блокады Ленинграда - одной из самых трагических страниц в истории Великой Отечественной войны.
Блокада Ленинграда - одна из самых драматических страниц в истории Великой Отечественной войны. Начиная с 8 сентября 1941 года, город находился в осаде 872 дня. Единственный путь ─ "Дорога жизни", — по которому доставлялось в город продовольствие, был проложен по льду Ладожского озера. Блокада была прорвана 18 января 1943 года, однако до ее полного снятия ─ 27 января 1944 года ─ ленинградцам пришлось ждать еще целый год. За годы блокады погибли, по разным данным, от 400 тысяч до 1,5 миллиона человек. Так, на Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек. Только 3% из них погибли от бомбежек и артобстрелов, остальные умерли от голода.
Более 1,5 млн человек были награждены медалями "За оборону Ленинграда".
В рамках реабилитационных проектов на этой неделе прошли памятные мероприятия, приуроченные к 75 годовщине снятия блокады Ленинграда, с рассказами о событиях в городе на Неве, просмотром документальных роликов. В завершении цикла мероприятий 29 января 2019 года была проведена кинотерапия по фильму «Зимнее утро».
Фильм «Зимнее утро» по мотивам повести Тамары Цинберг «Седьмая симфония» рассказывает про хаос войны: люди теряют друг друга, разлучаются, пропадают без вести, и не всем суждено встретиться снова. Но война способна породнить тех, кто оказался рядом в трудную минуту. По сюжету девочка Катя спасает во время бомбежки незнакомого маленького мальчика, называет его Сережей, и в дальнейшем заботится о нем. В это время военный офицер, капитан Воронов ищет свою потерянную семью, которая погибла в начале войны. Судьбы этих людей тесно переплетаются и, конечно, они найдут утешение друг в друге.
Просмотр фильма и его обсуждение вызвали огромный эмоциональный отклик у резидентов реабилитационных проектов, благодаря фильму удалось еще раз обсудить важность и ценность в жизни каждого человека таких понятий как «поддержка», «целеустремлённость», «вера», «доброта» и конечно же «любовь».
ЧЕСТНОСТИ НАДО УЧИТЬСЯ
Лучше будь прост да честен,
чем умен и лжив.
Софокл
Что такое честность? Заглянем в толковый словарь Ожегова: «Честность — это искренность, прямота, добросовестность, безупречность». Но каким образом естественность поведения, искренность влияют на здоровье? Основа этого — внутренняя честность, как сказал Шекспир, «всего превыше — честен будь с самим собою».
Легко придумывать оправдание для своих пагубных привычек и отрицать их вред, даже если речь идет о явном ухудшении здоровья из-за приёма наркотиков. Прежде всего, нужно научиться быть честными с самими собой, не прибегая к изворотливости и отрицанию очевидного. Честность должна быть в поступках. Понятие честности относится ко всем проявлениям человеческой личности — умственным, эмоциональным, духовным и физическим.
О честности и других духовно-нравственных качествах личности шла речь с воспитанниками Областного центра профилактики и реабилитации на очередном воспитательно-досуговом мероприятии. Ежедневно в рамках программы стационарной реабилитационной смены проекта «Ступени» педагоги проводят с подростками различные мероприятия, в том числе и воспитательно-досуговые, направленные на воспитание нравственной культуры, основанной на самовоспитании и самосовершенствовании, на раскрытие и развитие творческого потенциала.
В ходе сегодняшнего мероприятия ребята определились с истинным понятием слова «честность». Озвучили крылатые выражения известных людей о честности и порядочности. Рассмотрели и обсудили различные варианты проявления честности в повседневной жизни.
А также прислушались к мудрым практическим советам педагогов, как быть честным и не испортить отношения с людьми.
Надеемся, что честность станет спутником жизни наших воспитанников и даст возможность получить уважение и добиться успеха в делах.
Родительская академия начала работу.
Специалисты, работающие в рамках реабилитационных проектов ГАУ ТО «Областной центр профилактики и реабилитации», понимают, что если в семье есть даже один зависимый от психоактивных веществ, то все остальные члены страдают психологически. Просто невозможно жить рядом с зависимым (ребенком, мужем, родителем и т.д.) и не быть вовлеченным в его болезнь эмоционально. Психическое состояние родственников больных зависимостью обозначают термином созависимость. И родственники также нуждаются в получении специализированной профессиональной помощи, как и сами больные.
В ГАУ ТО «Областной центр профилактики и реабилитации» наряду с существующими формами психологической поддержки созависимых, в 2019 году стартовала работа «Родительской академии», которая подразумевает погружение родственников в реабилитационную среду на базе Центра, с целью более глубокой проработки личностных и межличностных проблем.
26 января состоялся первый семинар в рамках «Родительской академии», в котором приняли участие порядка 30 родственников пациентов реабилитационных проектов. В рамках семинара прошла экскурсия по Центру, где родственникам показали не только бытовые условия, но и материально-технические возможности для реализации реабилитационных мероприятий. Также были проведены лекции о психологических особенностях взаимоотношений в период реабилитации и тренинг по преодолению созависимости. Наибольший интерес вызвала встреча с пациентом, проходящим реабилитацию, который на своем примере рассказал, как поведение его близких провоцировало и усугубляло употребление.
Специалисты ГАУ ТО «Областной центр профилактики и реабилитации» искренне благодарят родственников, принявших участие в мероприятии, за активность, заинтересованность в помощи специалистам и выздоровлении своих близких. Планируется, что проведение таких встреч станет регулярным, а благодаря совместным усилиям эффективность реабилитации возрастет во много раз.
Зима – время кататься на лыжах!
Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени,
тот поступает так же глупо, как и человек,
думающий молчанием усовершенствовать свой голос.
Плутарх
Зима - чудесное время года. Природа, укутавшись в снежное одеяло, спит, ожидая весны. Особенно хорошо в это время у нас, в великолепном сосновом бору, где находится Областной центр профилактики и реабилитации.
Летом здесь прохладно и приятно, а сейчас, зимой, красиво, как в сказке, и воздух здесь чистый, настоящий! А как прекрасны ели, сосны, которые склонили свои могучие лапы под тяжестью снега…
Наши специалисты уверены, зимой следует чаще бывать на улице и заниматься спортом на свежем воздухе, ведь это намного эффективнее, чем тренировки в помещении. Свежий воздух стимулирует обменные процессы в организме, поэтому польза от таких занятий поистине бесценна.
Самая большая радость, которую нам дарит зима – это возможность покататься на лыжах. Этот вид зимнего спорта входит в обязательную программу физкультурно-оздоровительных мероприятий Центра. Во время лыжных тренировок повышается выносливость, а также происходит общее оздоровление организма: улучшается работа сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, повышается иммунитет.
Воспитанники имеют возможность в течение всей смены целенаправленно учиться лыжному спорту и, получив необходимые навыки, чтобы после окончания курса реабилитации продолжить заниматься этим зимним видом спорта.
Связанные одной целью
Человек тогда человек, когда он со всеми вместе.
Ж. Амаду
Первый месяц пребывания подростков в Центре подходит к концу. Это месяц привыкания и адаптации. Адаптация — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на физиологическом, психологическом, социальном уровнях. Для всех подростков острый период адаптации индивидуален.
Самая главная задача коллектива Центра оказать воспитанникам максимальную поддержку в процессе освоения новой жизни. Этот процесс сложен, но опыт показывает, что цель достигается, если на нее работает целый комплекс факторов: теплая душевная обстановка, терпение педагогов, выражающих любовь к подростку и веру в то, что он способен измениться к лучшему, индивидуальное внимание к его личности, а также, незнакомое ранее чувство заботы.
Освоить систему требований и норм, на основе которых строится жизнь в Центре, адаптироваться к новой среде помогают психологические тренинги.
Сегодняшний психологический тренинг направлен на сплоченность коллектива, как необходимое условие успешной работы. Сплочение - это возможность для коллектива стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо, когда тебя понимает и поддерживает твой друг! Нужно уметь услышать и помочь, когда необходима эта помощь, понимать друг друга даже без слов. А этому тоже надо учиться.
Особенностью такого тренинга является применение психологических игр. Эти игры нужны для отдыха, переключения внимания на другую тему, развлечения, создания комфортной атмосферы, на снятие усталости, напряжения, способствующие развитию коммуникативных навыков, сплочению группы, анализу групповых взаимоотношений. Кроме того, игры – это инструмент для изменения «Я», управления групповым процессом. А еще это неожиданно интересно, увлекательно и познавательно.
«Краски чувств» возвращаются…
Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться.
Демокрит Абдерский
В 2018 году на базе ГАУ ТО «Областной центр профилактики и реабилитации» совместно с общественной организацией «Честь имею» реализовывался творческий практико-ориентированный профилактический проект «Краски чувств».
Проект оказался эффективным, заинтересовал ребят и понравился взрослым, поэтому специалистами ГАУ ТО «Областной центр профилактики и реабилитации» принято решение в этом году продолжить мероприятия проекта уже самостоятельно с привлечением художников-волонтеров.
По –прежнему, главной задачей таких мероприятий остается обучение подростков основам живописи или графики, развитие творческого мышления, креативности, а также стремление научить подростков новому, заинтересовать, вовлечь в процесс, показать, каким красивым и разнообразным может быть Искусство и как с помощью живописи разнообразить свой досуг. Волонтеры-художники, а также педагоги проекта «Ступени» помогут детям выразить через творчество себя и свои эмоции, что со временем может стать неотъемлемой частью их жизни.
Известно, искусство лечит от грусти, переживаний, помогает справиться с проблемами и надоевшими неприятностями. Оно вносит в жизнь свежесть и понимание того, что, несмотря ни на что, она прекрасна.
Но дорога, по которой мы идем, не бывает без препятствий. Порой их бывает очень много, как и в непростой жизни наших воспитанников. Но тем, кто немного владеет техникой рисования, хоть раз испытал чувство гордости за первый созданный шедевр своими руками, намного проще, они знают секрет: взять в руки кисть, карандаш, палитру, и… получать удовольствие от занятий и результата.
В здоровом теле — здоровый дух.
Известно, средства физической культуры и спорта играют важную роль в профилактике девиантного поведения, в физическом развитии и духовно-нравственном воспитании, сохранении и укреплении здоровья подростка.
Часто именно спорт - отличный способ педагогической работы с подростками, проходящими реабилитацию в нашем Центре. Ведь спорт требует от человека отдачи всех сил. Это превосходный способ снижения уровня агрессивности наших воспитанников: в ходе тренировок, соревнований скрытая агрессивность проявляется и выходит наружу. Подросток (если он желает побеждать) должен контролировать собственную агрессию, развивая волю и обращая внимание на моральную сторону спортивных занятий.
Однозначно, дети, которые увлечены интересным делом, меняют свой образ жизни и уходят со скользкой дорожки. И наши специалисты стараются в этом помочь.
День наших воспитанников начинается с утренней пробежки и физической зарядки, спортивной и дыхательной. Сейчас, в период адаптации, физрук организует и проводит мероприятия по сдаче подростками, проходящими реабилитацию в рамках стационарной реабилитационной смены, контрольных нормативов: подтягивание, приседание, прыжки на скакалке, поднимание туловища из положения лежа на спине и т.д.
В настоящее время главная задача физрука и педагогов - помочь подросткам восстановить их физическое состояние, выровнять эмоциональный фон для дальнейших углубленных занятий по интересам в Лаборатории Спорта и участию в соревновательном процессе .
В добрый путь!
28 декабря 2018 года, в ГАУ ТО Областной центр профилактики и реабилитации состоялось торжественное закрытие последней в уходящем году стационарной реабилитационной смены в рамках проекта «Ступени».
В течение трех месяцев 37 подростков из нескольких муниципальных образований юга Тюменской области, склонных к употреблению психоактивных веществ, получил комплексную реабилитационную помощь, направленную на изменение деструктивных установок, приобщение к здоровому образу жизни и раскрытию личностного потенциала.
На протяжении всей смены ребята были активны во всех проводимых мероприятиях программы. Принимали участие в групповой и индивидуальной работе, интеллектуальных поединках, раскрыли с помощью опытных педагогов, воспитателей и специалистов Центра свой потенциал в спорте, музыке, изобразительном искусстве, прикладных видах творчества, трудились в швейной, гончарной и столярной мастерских.
Сегодня на празднике, в канун Нового года, воспитанники продемонстрировали свои творческие достижения в танцах и пении.
Завершил праздничное мероприятие традиционно аукцион, где ребята на заработанные своим интеллектом, трудолюбием и спортивными достижениями баллы, приобрели памятные сувениры. Самые активные и позитивные воспитанники были награждены почетными грамотами и дипломами.
Слова благодарности от воспитанников прозвучали в адрес педагогического коллектива проекта, именно с их помощью ребята смогли проявить себя, стать морально устойчивее, выносливее и приобрести верных друзей.
За 89 дней пребывания на стационарной реабилитационной смене ребята поняли главное, что быть здоровым – это, прежде всего, любить себя и разумно относиться к себе и другим, найти занятие по душе, заниматься спортом, физическим трудом и вести здоровый образ жизни.
Я – гражданин своей страны!
В своём развитии человечество не сразу пришло к осознанию того, что ребёнок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей. Понадобились демократические преобразования, чтобы возник вопрос об отдельном рассмотрении прав детей. Права детей в прошлом рассматривались, в основном, в качестве мер по защите от детского труда, рабства, торговли детьми, произвола родителей, экономической эксплуатации.
Сегодня в честь празднования Международного Дня прав человека проведено воспитательно-досуговое мероприятие «Я - гражданин своей страны». Это серьезное мероприятие организовано в форме ролевой игры «Театр-экспромт», где актерами были наши воспитанники, которые разделились на 3 группы в соответствии с типом прав: социально-экономические, политические, личные. Каждая группа делегировала по 1 человеку в эксперты.
В ходе игры обсуждались основные документы, отражающие права детей, изучались определения: декларация, конвенция, референдум, гражданство. Ребята активно включились в игру, повторили, обобщили и углубили правовые знания об основных отраслях права, правонарушениях и правовой ответственности, правах и свободах граждан РФ.
Педагоги уверены, работа по изучению правовой культуры необходима для воспитания политически грамотного и активного гражданина, уважающего человеческую жизнь, не только свою, но и другого человека.
Чума 21 века
С приходом нового времени увеличились зоны риска и для молодых людей, и для более зрелых. Алкоголь, наркотики, токсические вещества, вошедшие в жизнь молодых людей грозят не только неприятными последствиями, но и смертельными. Одним из таких является заражение ВИЧ – инфекцией.
Болезнь легче предупредить, чем потом ее лечить. Неуклонный рост числа подростков, употребляющих наркотики и заболевающих ВИЧ/СПИДом, делает как никогда актуальной профилактическую работу. От того, насколько методически правильно будет организована эта работа, зависит ее результат. Цена результата – здоровье и жизнь подростков.
Этой серьезной проблеме посвящено воспитательно-досуговое мероприятие «Безопасное поведение подростков», которое проведено в рамках проекта реабилитации и индивидуального сопровождения подростков, склонных к употреблению ПАВ, «Ступени»
Ребята познакомились с историей появления и распространения ВИЧ/СПИДа в мире, участвовали в обсуждении о путях передачи ВИЧ, обследовании на ВИЧ, о безопасном поведении, о возможностях предотвращения инфицирования.
Эта тема не оставила равнодушными наших воспитанников, в заключении они нарисовали плакаты, которые сопровождались лозунгами против СПИДа.
Подводим итоги
Вдохновение существует,
но оно должно застать вас за работой
Пабло Пикассо
10 декабря 2018 года завершился творческий практико-ориентированный профилактический проект «Краски чувств», организованный с целью повышения самооценки, для поддержки и обучения молодых людей навыкам стабилизации эмоционального состояния, для профилактики правонарушений и преступлений.
В течение всего проекта ребята знакомились с творчеством известных художников, а также обучались навыкам рисования в различных жанрах и различными техническими средствами.
За участие в последнем этапе проекта 19 юных художников награждены Почетными грамотами и сувенирами - наборами для творчества, а трое подростков, не ставших победителями третьей промежуточной выставки, но активно участвовавшие в мероприятиях проекта, получили памятные призы.
Всего участие в проекте приняли 130 подростков – участников реабилитационных смен и 25 подростков, находящихся на индивидуальном сопровождении в постреабилтационный период.
Лучшие рисунки ребят, набравшие наибольшее количество голосов на всех трех промежуточных выставках-конкурсах, объединились в большую экспозицию, которая в течение полугода будет радовать яркими красками и позитивным настроением родителей, волонтеров, специалистов и гостей Центра.
Однозначно, глядя на рисунки подростков сердце наполняется чем-то добрым и светлым… И еще раз убеждаешься, как же велика сила воздействия искусства на подрастающего человека, потенциал которого неисчерпаем.
По завершению выставки картины наших воспитанников украсят стены спальных комнат детского корпуса.
Рисуем на лице
Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.
Пабло Пикассо
6 декабря прошло завершающее арт-терапевтическое занятие в рамках реализации проекта «Краски чувств».
Наиболее популярным направлением арт-терапии считается рисование, так как это самый простой и доступный способ, достаточно взять чистый лист бумаги, карандаши, фломастеры или краски. Но сегодня наши воспитанники вместо бумаги будут рисовать на… собственном теле, вернее, лице.
Было замечено, что роспись тела удивительно благотворно влияет на состояние человека, поэтому она стала активно использоваться в арт - терапии.
Древние люди расписывали свое тело примитивными растительными красителями: цветными глинами, соком трав, углем и сажей, украшая тело к праздникам. Мужчины наносили на тело рисунки перед охотой, войной и другими значимыми событиями в жизни племени. И это тоже имело свой глубокий смысл.
А задача, которую поставила психолог на завершающем занятии, можно исполнить с помощью аквагрима.
Ребятам предложено разделить лицо на 2 половинки и изобразить аквагримом на каждой части лица эмоции, чувства, состояние души до начала реабилитации и сейчас, ближе к завершению смены. Эмоции определяют выбор цвета аквагрима и направление линий. С большим воодушевлением подростки включились в работу.
Выплёскивание эмоций, неважно, на бумагу или тело помогает расслабиться, успокоиться, отбросить все тревоги и обрести внутреннее равновесие. А также психолог помогает подросткам осознать, что избавиться от переживаний, жизненного негатива (а не прятать их под разными масками) так же легко, как смыть с лица грим.
«Зимний вечер»
Искусство не роскошь. Это великая радость жизни, ее вкус, ее краски, ее аромат…
А. Н. Бенуа
Вот и подошел к завершению творческий практико-ориентированный профилактический проект «Краски чувств». 5 декабря педагог-художник из МАУ ДО ЦДТ «Юный техник» провела с подростками в стенах Областного центра профилактики и реабилитации последний урок рисования.
Что предложила художница на этот раз, чем решила заинтересовать наших воспитанников? Конечно, в преддверии новогодних праздников просто необходимо писать «Зимний вечер». Снежок за окном - отличный повод взять кисточку в руки и изобразить всю прелесть зимушки-зимы под руководством опытного художника.
Зима способна наполнить атмосферой сказки большие города, но особый шарм и уют в это время года обретают именно сельские виды и наше «Берендеево царство» с огромными вековыми соснами, укутанными шапками снега. Сказочная и величественная зима во все времена вдохновляла поэтов и художников. Недаром художники любили и любят рисовать зимнюю сказку (пейзажи), хранящую в себе множество тайн и секретов.
На занятии ребята познавали законы писания пейзажа, последовательность выполнения рисунка, узнали несколько способов рисования снежных сугробов, «хрустальных» деревьев, а также приемы смешивания красок для получения разнообразных оттенков.
В процессе обучения живописи наши подростки поняли, что рисование картины - это не простой процесс, он требует терпения, усидчивости, умения думать на несколько шагов вперед. Редко у кого сразу же получается шедевр. Но они учатся принимать свои ошибки и исправлять их. Такое отношение к делу, наверняка, поможет им в будущем. Кем бы потом они не работали, терпение, усидчивость – это те навыки, которые точно пригодятся и помогут им в жизни.
А созданные собственными руками картины принесут моральное удовлетворение.
Я и мое будущее
У будущего есть несколько имен. Для слабого человека имя будущего - невозможность.
Для малодушного — неизвестность. Для глубокомысленного и доблестного — идеал. Виктор Гюго
Человека всегда волновали вопросы, касающиеся его будущего: что ждёт меня в будущем, как сложиться моя жизнь, смогу ли я достигнуть поставленных целей и что мне для этого нужно делать? Конечно же, готовых ответов на поставленные вопросы нет.
Но на занятии арт-терапии с опытным психологом возможно все. Сегодня нашим воспитанникам предложено заглянуть в своё будущее, представить себя в будущем в определённой роли, определить свои жизненные цели и условия, необходимые для их достижения. А мечты о будущей жизни каждый подросток воплотит в своем коллаже.
В арсенале участников тренинга бумага, ножницы, клей, фломастеры, журналы разнопланового содержания, но не только глянцевые журналы с красивыми картинками: дорогими авто, яхтами, идеальными фигурами и лицами, но и различные семейные журналы с обычными людьми, жизненными историями и иллюстрациями к ним, изображением природы, детей, деловой жизни простых людей.
Путешествие в будущее получилось интересным и полезным занятием, а создание коллажей завершилось обсуждением созданных работ.
Каждый участник представил свою работу, объяснил, что именно хотел сказать этим коллажем, какая часть коллажа особенно привлекательна и чем, озвучил свое эмоциональное отношение к процессу составления коллажа и к результату. Но самый главный вопрос этого мероприятия: что нужно сделать сейчас, чтобы мечты с картинок стали реальностью? В решении этих и других вопросов помогут разобраться наши специалисты на следующих занятиях.
Спорт-это здоровье
Нужно поддерживать крепость тела,
чтобы сохранить крепость духа.
Виктор Гюго.
Ежедневно воспитанники Центра профилактики и реабилитации принимают участие в различных спортивных мероприятиях, предусмотренных Программой третьей стационарной реабилитационной смены в рамках проекта реабилитации и индивидуального сопровождения подростков, склонных к употреблению ПАВ, «Ступени».
Общеизвестно, спорт – это движение, тонус, сила воли. Положительное значение спорта в формировании здорового образа жизни подростка, профилактики вредных привычек, укреплении здоровья, развитии ловкости, силы и выносливости – неоспоримо. Главная задача педагогов – убедить подростка продолжать вести здоровый образ жизни, привить ему привычку заниматься спортом.
Особое внимание в Центре уделяется общей физической подготовке подростков, которая направлена на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.
С целью воспитания взаимовыручки, командного духа, развития физических и скоростных качеств запланированы и проводятся игровые виды спорта: баскетбол, волейбол, футбол, настольный теннис. А ребята, имеющие навыки выполнения упражнений в тяжелой атлетике, имеют возможность дальше оттачивать свое мастерство в наших стенах.
А по выходным, каждый субботний день- «День здоровья», который посвящен командным видам спорта. Ребята участвуют в эстафетах, турнирах, играют в пейнтбол, дартс.
Определенно, спортивная составляющая смены не пройдет бесследно для наших воспитанников.
В технике акварель по мокрому…
Обучение рисованию в технике «акварелью по мокрому» прошел 30 ноября 2018 года завершающий мастер-класс проекта «Краски чувств», ведущей которого стала руководитель студии «Я, художник» - Бровина Наталья Владимировна.
На мастер-классе ребята не только узнали о творчестве художников, рисующих акварелью, но и сами учились работать акварелью, делать плавный переход из цвета в цвет, вдохновлялись на дальнейшее творчество.
Ребята учились рисовать морской пейзаж акварелью по мокрому, делать волны с помощью бумажных салфеток. Мастер-класс прошел на одном дыхании, все ребята внимательно слушали советы наставника, занимались с желанием и интересом.
При подведении итогов участия в мероприятиях проекта «Краски чувств», Наталья Владимировна высказала свое личное убеждение: «Рисовать может каждый! И этот мастер-класс тому пример. Посмотрите, какие чудесные работы получились у всех ребят!»
В любом месте веселей вместе
Русская пословица
Игра – это зона воспитания и самовоспитания. В игре раскрываются характеры детей и обнаруживаются их хорошие и плохие черты. Ребята ощущают это, и часто именно игра является переломным моментом в поведении ребенка в жизни. Поэтому создание игровых ситуаций в ребячьем коллективе делает его крепче, сплоченнее.
27 ноября в рамках реализации проекта реабилитации и индивидуального сопровождения подростков, склонных к употреблению ПАВ «Ступени» прошло очередное воспитательное мероприятие в форме игровой развлекательной программы. Сегодня мальчишки и девчонки не только проявили свои интеллектуальные способности, но и показали умение работать в команде.
Во время игры ребята совершили невероятное путешествие в мир природы. В течение часа они отвечали на вопросы, отгадывали загадки, решали ребусы и вспоминали русские народные приметы. Подростки с небывалым азартом выполняли все задания воспитателя, каждая команда стремилась заработать как можно больше жетонов.
Мероприятие прошло динамично и весело, ребята получили массу позитивных эмоций и волнующих впечатлений.
В конце мероприятия подростки высказали свое мнение по поводу бережного и уважительного отношения к живой природе и поблагодарили воспитателя за интересное и полезное мероприятие.


Знают люди с детских лет, «Что такое – этикет»…
Чтобы добиться успеха в этом мире,
одной глупости недостаточно —
к ней еще нужны хорошие манеры.
Вольтер
У древнегреческого писателя Лукиана спросили: «Где ты учился благовоспитанности?» У невоспитанных, - ответил он, - я избегал делать то, что делают они».
Многое изменилось в жизни человечества за миллионы лет. Постепенно, век за веком люди выработали самые удобные и разумные способы общения и поведения в обычных повседневных ситуациях. Так возник этикет.
Сегодня наши воспитанники участвуют в игровой программе «Правила поведения в общественных местах». Это очередное воспитательно-досуговое мероприятие, организованное специалистами Центра во исполнение Программы третьей стационарной реабилитационной смены в рамках проекта реабилитации и индивидуального сопровождения подростков, склонных к употреблению ПАВ «Ступени».
Как и всем людям, современным подросткам необходимо соблюдать правила этикета и учиться хорошим манерам, проявлять учтивость, уважение и толерантность к окружающим людям, чтобы завоевать уважение к себе и подготовиться к будущей взрослой жизни в социуме. С этим суждением согласны наши ребята, и в процессе игры показали неплохие знания этических норм поведения в обществе. Осталось закрепить их на практике в повседневной жизни.
Надеемся, за время пребывания в Центре подростки научатся следить за своим поведением, соблюдать этикетные требования к внешнему виду и культуре речи, скорректируют манеры и привычки.
Цвет моего настроения
Сознание своего несовершенства приближает к совершенству.
Гёте Иоганн Вольфганг
20 ноября специалисты Областного центра профилактики и реабилитации совместно с волонтерами областного отряда "Action" провели очередное арт-терапевтическое занятие в рамках реализации творческого практико-ориентированного профилактического проекта «Краски чувств». В мероприятии приняли участие подростки, прошедшие реабилитацию по проекту «Ступени» и находящиеся на этапе индивидуального сопровождения в постреабилитационный период.
Выражение себя через искусство является безболезненным способом выражения чувств. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные.
Участникам предлагают вспомнить, какие чувства они чаще всего испытывают, нарисовать их красками в виде разноцветных пятен, подписать названия, изобразить с помощью линий и цвета определенные эмоции: страх, любовь, злость. Ребята с удовольствием переносят собственные чувства на бумагу. Рисунки получились разные, порой непонятные, но цель таких занятий не научить подростка рисовать, а помочь посредством арт-терапии справляться со стрессами, связанными с переживаниями, асоциальным образом жизни, и, конечно, дать выход творческой энергии.
Специалисты уверены в эффективности таких занятий, ведь участники тренинга учатся анализировать свои чувства, действия, поступки, чтобы переосмысливая их, выйти на новый этап собственного развития, а психологи, разглядывая рисунки, получают новую информацию для дальнейшей коррекционной работы.
Выставка «Краски чувств»
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества»
Василий Сухомлинский
Вот и наступил этот торжественный день. Сегодня в стенах ГАУ ТО «Областного центра профилактики и реабилитации» открылась выставка работ юных художников, воспитанников третьей реабилитационной смены, которые учились основам живописи в рамках реализации творческого практико-ориентированного профилактического проекта «Краски чувств».
Проект создан с целью поддержки подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, профилактики правонарушений и преступлений, а также обучения навыкам стабилизации эмоционального состояния. За время обучения подростки приобщились к великому искусству.
И сегодня нам есть что показать: выставка пестрит яркими красками, разноплановыми работами ребят. По мнению наших специалистов, рисование - прекрасный способ освободиться от негативных переживаний, стресса и прочих печалей, заполняя всю поверхность белого листа рисунком. Неспешность рисования помогает подростку с девиантным поведением привести в порядок мысли, заглянуть в себя, познать свое внутреннее состояние.
Глядя на выставленные работы, можно убедиться, что мастер-классы, уроки живописи под руководством профессиональных педагогов-художников не прошли даром, ребята имеют в настоящее время чёткое представление о том, как писать картины, которыми не стыдно украсить комнату или преподнести в подарок. Интересное наблюдение, если на мастер-классе все ребята в точности повторяют за преподавателем все манипуляции с кистями и красками, итоговый результат все равно отличается от других работ - этому подтверждение ряд картин одной тематики.
Одно из достижений нашего проекта это убеждение, что красивые картины может создавать человек, который раньше не дружил с красками.
Выставка продлится десять дней. Сегодня первыми посетителями стали представители общественных организаций, осуществляющих деятельность по профилактике наркомании и реабилитации наркозависимых граждан, а также сотрудники ГАУ ТО «Областной центр профилактики и реабилитации».
Они были приятно удивлены, что перед ними работы «трудных» подростков, которые испытали за свою короткую жизнь немало негатива и которые только находятся на подступах к познанию прекрасного. Гостям было предложено проголосовать за понравившиеся работы, ведь каждому художнику крайне необходимо признание его творчества.
За период работы выставки с работами ребят смогут ознакомится специалисты учреждений системы профилактики, участники терапевтических сообществ, гости ГАУ ТО «Областной центр профилактики и реабилитации», а также конечно родители и близкие наших воспитанников.
Надеемся, родители с удовольствием посетят выставку и достойно оценят произведения своих детей. Ведь очень важно показать своим детям, что результаты их стараний не безразличны, что они очень довольны их работами. Возможно, эта выставка заставит родителей по-новому взглянуть на своих детей, увидеть перспективу, обнадёживающие результаты, а не привычных «трудных» и «невыносимых» подростков.
Наш проект продолжается, и верим, нас ждут новые творческие открытия.
По результатам реализации проекта на базе ГАУ ТО «ОЦПР» будет организована долгосрочная выставка, которая соберет лучшие работы за весь период реализации проекта «Краски чувств».
Море и дельфины
Что такое рисование? Это умение пробиться сквозь железную стену, которая стоит между тем, что ты чувствуешь, и тем, что ты умеешь.
Винсент Ван Гог
Сегодня в рамках реализации творческого проекта «Краски чувств» урок пастельной живописи проводит Наталья Владимировна Бровина из Творческой мастерской «Я – художник».
Ребята познакомились с новой техникой – техникой рисования пастелью, а также выполнили практическую работу «Закат на море». Начинающие художники узнали, как научиться рисовать пастелью сухого типа, как передавать блики, свет, тени, полутени. Пастель для всего хороша. Пейзажи, натюрморты, абстракции, флористика и даже самый сложный жанр - портрет - все ей подвластно.
«Приглашаю вас в путешествие к пастельному совершенству»,- с этой фразой ребята взяли в руки мелки и склонились над бумагой, а художница, продолжая рассказ об особенностях работы над картиной, легкими движениями исправляла неумелые, неудачные штрихи ребят.
Вот и линия горизонта, вот и солнце, и солнечная дорожка убегает в море – ребята увлеченно работают мелками и создают свой морской пейзаж, ведь пастельные линии легко растушевываются, создавая плавные переходы и новые оттенки. А у самых уверенных художников уже вырисовываются блестящие спинки ныряющих дельфинов.
Все справились с заданием, каждый нарисовал свой морской пейзаж, свою солнечную дорожку, своих дельфинов, даже те ребята, которые никогда не видели море и дельфинов.
Очевидно, на таких уроках и мастер-классах по живописи подростки приобретают нужные знания и опыт, вырабатывают усидчивость, желание довести начатое до конца и, конечно, получают удовольствие.
Кружковая деятельность
Не занятый делом человек никогда не может насладиться полным счастьем,
на лице бездельника вы всегда найдете отпечаток недовольства и апатии.
Генрих Гейне
Программа пребывания наших воспитанников в Центре профилактики и реабилитации насыщена и разнообразна: ни минуты свободного времени, вернее, нет пустого времяпрепровождения.
Свободное время человека по праву считается богатством. Однако действительным богатством оно становится только тогда, когда деятельность человека в это время способствует развитию личности, раскрытию и совершенствованию ее индивидуальности.
С этой целью и во взаимодействии с МАУ ДО ЦДТ «Юный техник» на постоянной основе в стенах нашего Центра проводятся занятия различных кружков. Так, 10 ноября ребята занимались авиамоделированием и техническим макетированием. Обучение в этих кружках ориентировано на развитие технических и творческих способностей, формирование логического мышления, умения анализировать и конструировать. Пока далеко до создания собственных моделей, да и не все подростки станут конструкторами, но главное - заразить ребенка идеей, зародить желание сделать что-то своими руками.
А также состоялись новые уроки изобразительного искусства, которые, несомненно, уже полюбились нашим воспитанникам. Изобразительное искусство, как и письмо, имеет свои законы, свои приемы, свою азбуку, незнание которой ставит в тупик. Неслучайно у многих людей, не постигших эти законы, с возрастом пропадает всякий интерес к рисованию, а это обедняет человека.
Педагоги стараются не упустить этот момент, поддержать их интерес к рисованию, разбудить в каждом подростке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения
Волшебная страна чувств
Ты можешь убежать от обстоятельств и людей,
но ты никогда не убежишь от своих мыслей и чувств.
Эрих Мария Ремарк
«Далеко-далеко, а может быть и близко, есть волшебная страна. И живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках…».
Так начинается новое психологическое занятие по арт-терапии в рамках реализации творческого проекта «Краски чувств» с воспитанниками, проходящими реабилитацию в нашем Центре.
Краски, кисти, карандаши, приятная обстановка, наивная сказка и подростки, имевшие в прошлом трудности коммуникации, проблемы социальной адаптации, трудности построения адекватных отношений и понимания общественных норм, превращаются, пусть на короткое время, в добрых детей. Известно, как только человек берет в руки кисточку, он высвобождает свое подсознание. Это и есть лечение искусством.
Погружаясь в сказку, подростки узнали, какие чувства «живут» в разных частях тела. Например, чувства, «живущие в голове», окрашивают мысли. В руках «живут» чувства, испытываемые при контакте с окружающими. В ногах находятся чувства, которые дают человеку психологическую уверенность.
Такая методика не только способствует творческому самовыражению, развитию воображения, художественных способностей воспитанников, но помогает психологу продиагностировать эмоциональную сферу каждого, определить, в каком эмоциональном состоянии ребенок пребывает.
Однозначно, арт-терапия в руках опытного психолога с помощью незамысловатой сказки, ярких красок делает наших воспитанников лучше, добрее, чище духовно.
Антитеррор
Демократические нации должны научиться перекрывать
террористам кислород, в котором они нуждаются.
Маргарет Тетчер
Это воспитательно-досуговое мероприятие призвано объяснить нашим воспитанникам сущность экстремизма и терроризма, сформировать гражданскую позицию.
Терроризм - эта крайняя форма проявления экстремизма. А террористический акт считается самым тяжким преступлением, он влечёт за собой гибель ни в чём не повинных людей, нарушает нормальные условия жизнедеятельности, сеет страх и панику среди населения.
В форме викторины подростки повторили знания также и о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
Вновь на занятии озвучили формулу безопасности, которая заключается в следующем: предвидеть опасность; по возможности избегать ее; при необходимости действовать решительно и четко; активно (всеми возможными способами) просить о помощи и самому ее оказывать. И конечно, знать номера телефонов экстренных служб.
Самое главное, чтобы в трудной ситуации ребята не растерялись, вспомнили и применили те правила, о которых узнали, а также имели твёрдую установку на неприятие терроризма, чтобы на все подозрительные уговоры могли сказать решительное «Нет!».
Цвет и форма. Василий Кандинский
В самом обыкновенном найти невероятное, а в невероятном – обыкновенное – настоящее искусство.
Дени Дидро
На базе ГАУ ТО «Областного центр профилактики и реабилитации» продолжает реализовываться творческий практико-ориентированный профилактический проект «Краски чувств».
Человек, который разбирается в искусстве, воспринимается как интеллигентный и начитанный, а еще прививая детям любовь к прекрасному, мы надеемся разбудить в них лучшие качества, сделать их мир богаче, а душу нежнее.
С целью приобщения подростков к изобразительному искусству Залевских Анастасия, художница, студентка института культуры, провела очередное занятие с нашими воспитанниками. Знакомство с творчеством одного из основоположников абстракционизма Василия Кандинского началось с музыкальной презентации, затем ребята приняли участие в мастер-классе.
Василий Кандинский большое внимание уделял проблеме цвета, он разработал собственную теорию цвета, считая, что цвет должен быть изучаем так, как он мыслится, каким наблюдается в природе, каким он является в материале живописи в форме красок. Свою теорию цвета он построил на трех основных цветах: красном, желтом, синем, с которыми согласуются три основные формы: квадрат, треугольник, круг.
Ребята с увлечением учились смешивать краски, создавать многоцветную палитру, пытались через рисунок выразить свои эмоции, чувства, проанализировав их в конце занятия.
Создаем свою мандалу
Дело не в том, чтобы научиться рисовать,
Краски, кисти, цветные карандаши, приятная расслабляющая музыка -лучший способ настроиться на позитивный лад, проанализировать свои чувства, эмоции, выпустить накопившуюся агрессию.
Сегодня очередное психологическое занятие по арт-терапии «Мандала» в рамках реализации творческого проекта «Краски чувств» с подростками «группы особого внимания», проходящими реабилитацию в рамках проекта «Ступени».
В переводе с санскрита слово «мандала» означает круг и представляет рисунок в круге. Научить ребят сосредоточиваться, успокаиваться, восстановить гармонию души помогает раскрашивание мандал. Именно поэтому был выбран данный метод арт-терапии. Это не только «лечение изобразительным искусством», но развитие художественно-эстетического вкуса у подростков. Психолог рассказала о магических характеристиках мандал, а воспитанники выбрали свою мандалу, свой рисунок, чтобы наполнить его цветом и внутренним содержанием. Считается, что раскрашивание — это ритуал, танец вокруг центра, исполняемый красками, карандашами, которые оставляют свои цветные следы.
Верим, занятия по арт-терапии оставят след и в душах наших воспитанников, помогут им испытывать радость в познании себя, расти духовно и личностно, развить художественные навыки, сделают их жизнерадостными и стойкими к стрессовым ситуациям.
Школа безопасности
За безопасность необходимо платить, а за ее отсутствие расплачиваться.
Уинстон Черчилль
Все мероприятия текущей стационарной реабилитационной смены объединены одной темой: «Безопасное поведение подростков».
Специалисты Центра продолжают систематизировать знания воспитанников о правилах безопасного поведения и способах выхода из опасных ситуаций, в том числе и в дни осенних каникул.
На протяжении каникул для подростков были организованы и проведены интересные, познавательные и обучающие мероприятия. Так в рамках воспитательного направления состоялось воспитательно-досуговое мероприятие «Школа безопасности», на котором в игровой форме подростки обучались правилам поведения в экстремальных ситуациях, а также формированию потребности к сохранности жизни и здоровья.
На профилактических беседах «Когда я поступаю неправильно», «Гнев. Можно ли управлять гневом?» ребята учились осознавать и объяснять мотивы своего поведения в различных ситуациях, навыкам контроля и управления гневом, обсуждали последствия неуправляемого поведения.
На воспитательно-досуговом мероприятии «Опасные игры» вновь шла речь о здоровом образе жизни, об умении противостоять давлению окружающей среды, воспитанию самоуважения.
А за традиционным круглым столом «Осторожность не бывает лишней» ребята активно обсуждали факторы риска современной молодежи. А также вспомнили о мерах предосторожности при возникновении террористической угрозы и основах безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
Специалисты Центра уверены, что такие мероприятия не пройдут для наших воспитанников бесследно, благодаря полученным знаниям и навыкам ребята не растеряются в трудных жизненных ситуациях и сделают правильный выбор.
Подросток и закон
Человек может поступать как ему угодно, если он согласен нести за это ответственность.
Сомерсет Моэм
С рождения каждый человек имеет определённые права. По мере взросления он получает новые возможности, а значит, приобретает не только новые права, но и всё больше обязанностей. А они, как правило, связаны с ответственностью.
С целью воспитания правового сознания подростков специалистами Областного центра профилактики и реабилитации в течение всей смены организован и проводится цикл профилактических мероприятий о государстве и праве, законности и правопорядке, правах и свободах человека и гражданина, ответственности за совершение правонарушений и преступлений.
Используя различные формы правового просвещения: лекции, беседы («Моя ответственность перед законом»), диспуты («Ответственный ли я человек?»), викторины («Я выбираю ответственность») педагоги пополняют запас правовых знаний воспитанников не только с точки зрения закона, но и с точки зрения морали, поясняют понятия «хулиганство», «правонарушение», «преступление», знакомят воспитанников со статьями уголовного права, которые определяют меру ответственности человека за противозаконные действия.
На этой неделе у ребят была возможность поучаствовать в правовой игре, им предлагалось определить вид ответственности за разного рода правонарушения. А на примерах из жизни понять, является ли это административным правонарушением, и какое наказание за этим последует. Подростки активно отвечали на вопросы. Очевидно, что эта тема актуальна и действительно им интересна.
Дерево радостей и печалей
Стивен Кинг
Этот хмурый осенний день вновь окрасился яркими красками! А как может быть иначе, если сегодня прошло очередное психологическое занятие «Дерево радостей и печалей» в рамках реализации нашего проекта «Краски чувств».
Эта увлекательная и легкая, на первый взгляд, игра учит подростков важному в жизни: распознавать свои чувства и эмоции, умению выражать своё эмоциональное состояние и состояние другого человека, рассказывать о положительных и негативных моментах, о радости и печали, анализировать имеющиеся проблемы и поиску путей выхода из них.
Подростки получили большой лист бумаги, на котором нарисовано большое дерево с голыми ветвями. Каждый участник наклеивает на голые ветки «плоды» из цветной бумаги, на которых надо записать переживание или событие, вызвавшее радость, либо печаль. Светлая бумага предназначена для радостей, темная - для печалей. Наконец, «Дерево радостей и печалей» готово и послужит основой для дальнейшей дискуссии с подростками.
Обнадеживает и радует наших педагогов и психологов преобладание в коллективном творении светлых и ярких «плодов». Но на этом работа не закончена, проект «Краски чувств» продолжается…
Знакомство с творчеством Пикассо.
Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником,
выйдя из детского возраста.
П.Пикассо
С целью поддержки молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, профилактики правонарушений и преступлений, в том числе рецидивных, среди детей и молодёжи, а также обучения навыкам стабилизации эмоционального состояния, на базе ГАУ ТО «Областного центр профилактики и реабилитации» продолжает реализовываться творческий практико-ориентированный профилактический проект «Краски чувств».
В ближайшие выходные, 27 октября, проведен очередной мастер-класс молодой художницей Анастасией Залевских. На мероприятии ребята познакомились с творчеством одного их известных и влиятельных художников XX века, пионером жанра кубизма и испанский экспатриант, Пабло Пикассо.
В жанре кубизма Пикассо работал с 1907 года. Это направление отличается использованием геометрических форм, которые дробят реальные объекты на примитивные фигуры. В практической части мероприятия ребята осваивали рисование в жанре кубизма.
Надеемся, что часть картин, написанных подростками в жанре кубизма, достойно займут свое место на выставке лучших работ, которая состоится по завершении стационарной реабилитационной смены в декабре текущего года.
Маска, я тебя знаю!
Добро не одевает маску зла, но часто зло под маскою добра творит свои безумные дела.
Омар Хайям
В древности считалось, что тот, кто надевает маску, внутренне преображается и приобретает свойства представляемого им существа. Маска как декоративный элемент должна предохранять от неблагоприятного влияния.
Маска на шлеме римского воина не только защищала, но и сообщала о героизме владельца. В театре маска воспроизводит характер и подчеркивает жестикуляцию персонажей.
А в нашем проекте «Краски чувств» маска – способ самосознания, самовыражения, познания собственного «Я» подростков.
Сегодня на очередном арт-терапевтическом занятии воспитанникам предложено на заранее заготовленных трафаретах масок нарисовать свои лица, какими бы они хотели быть или какие есть на данный момент. А также придумать и рассказать историю каждой маски. Краски, фломастеры, карандаши - все средства пошли в ход, чтобы наиболее ярко и точно изобразить свой внутренний мир. Каждый созданный персонаж очень много рассказывает о переживаниях автора, о его скрытых потребностях и желаниях. После представления своих персонажей психолог предложил их примерить и устроить парад масок.
Как себя чувствуют участники в роли своего персонажа, насколько комфортна для них эта маска? А если примерить чужую маску? Были ли маски, в которых приятнее находиться, чем в своей? Какие образы вызвали сильный дискомфорт? – такие вопросы обсуждались на занятии и проговаривались пережитые эмоции и ощущения, заставляя подростков осознать и принять различные стороны своего «Я».
«Драмкружок, кружок по фото, хоркружок-мне петь охота…»
Я никогда не бываю так занят, как в часы своего досуга. Цицерон Марк Туллий
Сделать интересным не только образовательный процесс, но и разнообразить творческую и спортивную жизнь подростков, проходящих реабилитацию в «Областном центре профилактики и реабилитации» в рамках реализации проекта «Ступени» – основная задача наших педагогов и специалистов, которых мы специально приглашаем для этой работы.
Так, осуществляя взаимодействия с МАУ ДО ЦДТ «Юный техник», 22 октября проведены занятия в кружках «Техническое моделирование» и «Выжигание по дереву».
Подростку будет намного проще учиться, если от своих занятий он будет получать удовольствие. Такой навык развивает кружок «Техническое моделирование». Занимаясь в этом кружке, ребята могут приобрести начальные навыки и умения в постройке и запуске моделей.
Выжигание по дереву - один из любимейших видов прикладного творчества. Несложность оборудования, разнообразие рисунков, несложность работы позволяют нашим мальчишкам и девчонкам с огромным удовольствием заниматься в этом кружке.
У кого-то это полу